Согласно отчету ассоциации АЕБ, прошедший месяц продемонстрировал главное: российские автолюбители стали возвращаться в салоны за покупкой новых автомобилей. Есть и ряд других интересных моментов, на которые стоит обратить внимание.
Краткое содержание новости:
-
- 1) Российские автолюбители возвращаются в автосалоны
- 2) Автомобили Lada стремительно завоевывают отечественный рынок
- 3) Завоевание российского авторынка китайскими производителями
- 4) В рейтинге популярнейших автомоделей в России появился новичок
- 5) Полный провал брендов Японии и Южной Кореи
Российский авторынок постепенно восстанавливается
Это стало понятно по итогам продаж в ноябре новых легковых автомобилей: россияне купили более 46 тысяч машин.
Конечно, с таким оптимистическим утверждением можно и не согласиться, поскольку по сравнению с прошлогодним ноябрем продажи новых авто упали в РФ более чем на 60 процентов. Однако следует учесть обвал таких продаж в целом за 11 месяцев, а ноябрьские показатели все-таки значительно выше октябрьских. И они, как утверждают специалисты, демонстрируют устойчивую тенденцию к восстановлению авторынка России.
В целом же с начала текущего года наши соотечественники приобрели около 548 тысяч новых легковых авто, что на 61 процент ниже соответствующего периода 2021 года.
Причины такого катастрофического спада следующие:
- с началом СВО в Украине и последующим за ним наложением на РФ западных экономических санкций многие зарубежные автопроизводители приостановили свою деятельность в России. Впоследствии большинство из них и вовсе ушли с российского рынка; это, к примеру, такие гиганты мирового автопрома, как Mercedes-Benz, Nissan, General Motors, Renault и пр. К концу текущего года из 60 автомобильных брендов в РФ остались фактически только 14, причем 3 из них – отечественные, остальные принадлежат Поднебесной;
- автопроизводители из дружественных нам стран, и в первую очередь Китая, пока не могут полностью удовлетворить россиян в новых авто, поскольку это требует времени. Да и отечественные бренды еще только наращивают производство;
- в связи с вышеизложенным дилеры испытывают нехватку в новых легковых машинах, автосалоны и шоурумы не могут полностью удовлетворить спрос россиян на популярные марки авто;
- отпугивают покупателей и нынешние высокие цены на новые машины. И хотя некоторые китайские компании демократично скорректировали часть своих прайс-листов, это, как считают россияне, не меняет дела.
Между тем специалисты Минпромторга прогнозируют, что реализация легковых автомобилей по итогам текущего года уменьшится по сравнению с предыдущим в два раза. Однако не все так пессимистично…
Автомобили Lada стремительно завоевывают рынок
Сразу скажем, что почти половина купленных россиянами в ноябре новых легковых авто (46 процентов) – это модели Lada. При этом продажи АвтоВАЗа по сравнению с тем же месяцем 2021 года сократились на 18 процентов, а потому дилеры отмечали постоянный дефицит в шоурумах машин отечественного бренда. Причина тому – нехватка на АвтоВАЗе комплектующих, что также связано с антироссийскими экономическими санкциями.
Тем не менее летом с конвейера тольяттинского завода стала сходить такая популярная на нынешнем российском авторынке модель, как упрощенная Lada Granta – без автоблокировочной системы и с механическим управлением ЭРА-ГЛОНАСС. В ноябре, например, из почти 22 тысяч проданных Lada россияне приобрели более 13 тысяч авто модели Granta (в прошлом году этот показатель составлял 7231 машину).
На втором месте стоят внедорожники Lada Niva, а именно две упрощенные модели — Niva Travel, которая заменила устаревшую модель Chevrolet, и Niva Legend. Сегодня в автосалонах можно найти лишь упрощенные варианты Lada Niva, докризисные модели купить весьма проблематично.
Говоря о других марках автовазовских легковушек, можно констатировать, что они пока демонстрируют глубокий спад продаж. Так, машин Lada Vesta в ноябре реализовано в девять раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Еще более удручающий показатель у пассажирской модели Lada Largus: в прошедшем месяце было продано всего 279 таких авто (в ноябре минувшего года – 3350). Правда, руководство предприятия обещает, что в 2023 году и с этими моделями положение наладится.
Бренды, демонстрирующие динамику роста продаж авто в РФ
Четвертое место в рейтинге лучших брендов на авторынке РФ занимает сегодня китайская Geely. В последнем осеннем месяце продажи машин этой марки возросли по сравнению с ноябрем прошлого года на 24 процента. При этом самой популярной моделью стала Coolray, которая и ранее была в лидерах продаж данного бренда. Китайский кроссовер продемонстрировал рост продаж в 40 процентов.
Еще более значительный результат в ноябре показал кроссовер Geely Atlas Pro – 90 процентов; неплохо обстоят дела и у флагманской модели — полноприводного Geely Tugella.
Есть и другие интересные подвижки. Так, бренд Поднебесной Dongfeng продемонстрировал рост продаж в ноябре в размере 123 процентов, а в целом за 11 месяцев – в 245 процентов. К сожалению, в целом объем реализации небольшой, соответственно 156 и 1506 авто, однако, как говорится, лиха беда начало.
Dongfeng с прошлого года и по сей день предлагает российским автолюбителям пикап DF6, который вполне может заменить такие популярные японские модели, как Toyota HiLux или Mitsubishi L200. «Китаец» представляет собой рамный полноприводной пикап с солидным дорожным просветом в 220 миллиметров.
Не менее привлекательным для россиян становится и кроссовер данного бренда DFM 580 двух модификаций, то есть с двигателями в 145 и 132 л.с.
Один из самых продаваемых в России кроссоверов
В топ самых продаваемых автомобилей попал в этом году китайский кроссовер Haval Dargo, появившийся на российском рынке в июне по цене в 3 миллиона рублей. Выпускается он сегодня в Тульской области, в его основе лежит знакомая по модели Jolion архитектура, отчего машина позиционируется как городской кроссовер и одновременно хороший внедорожник.
Dargo имеет дорожный просвет в 200 миллиметров, бензиновый турбомотор в 192 л.с. и различные модификации привода. Модель снабжена датчиками парковки, системой контроля торможения и предотвращения переворота, а также рядом других полезных функций.
Бренды, демонстрирующие катастрофическое падение продаж авто в России
В ноябре антирекорд по продажам легковых автомобилей на российском авторынке продемонстрировали сразу несколько популярных японских брендов:
- Lexus реализовал всего две машины. Заметим, что ранее данный бренд был представлен в РФ восемью моделями, такими как UX, CX, LX, LC и др., однако с введением антироссийских санкций Lexus практически прекратил поставку авто в Россию;
- Mitsubishi. Данный бренд Страны восходящего солнца так же, как и Lexus, продемонстрировал стопроцентное падение продаж авто в ноябре. Если автосалонам в этом году и удалось продать какие-либо модели Mitsubishi, то речь, скорее всего, идет о старых запасах;
- Infiniti. Данный бренд еще какое-то время держался на нашем авторынке, но ближе к осени заявил о полном уходе из России. Именно этим можно объяснить некоторый «успех» его продаж в октябре: видимо, реализовывались остатки. В ноябре не было продано ни одной машины Infiniti.
Бывшие лидеры продаж авто в РФ сегодня в полном провале
Некоторые бренды, занимавшие еще в начале текущего года (не говоря о более ранних сроках) первые позиции среди лидеров продаж авто в Российской Федерации, сегодня демонстрируют полный провал. Это:
- Kia. Самой продаваемой в России машиной данного корейского бренда была модель Rio, причем она сравнительно долго держалась в рейтинге наиболее популярных. В ноябре в списке Ассоциации европейского бизнеса Rio слетела на восемнадцатое место, ее продажи снизились на 90 процентов. Так, за прошедший месяц было реализовано всего 292 авто (в прошлогоднем ноябре – 5682);
- Hyundai. Корейский кроссовер Creta был едва ли не самым популярным в России спортивно-утилитарным автомобилем еще в январе этого года. В ноябре продажи упали до 340 авто, тогда как за этот же период прошлого года было реализовано 6513 машин. Практически то же происходит и с популярным корейским седаном Hyundai Solaris: АЕБ просто вычеркнула его из рейтинга самых продаваемых машин;
- Volkswagen и Skoda. Данные бренды долгое время держались в лидерах благодаря таким моделям, как Polo и Rapid. Сегодня АЕБ переместила их в своем рейтинге соответственно на 23 и 24 места, поскольку в ноябре продажи данных авто упали на 77-84 процента по сравнению с ноябрем 2021 года.
«Палочка-выручалочка» и насколько она эффективна
В поисках выхода из создавшегося положения некоторые дилеры по схеме параллельного импорта из Поднебесной либо ОАЭ завозят в шоурумы наиболее востребованные авто знаменитых мировых брендов.
Однако, как видно из приведенной таблицы, такая «палочка-выручалочка» не может заметно поправить положение дел на российском авторынке, хотя и дает какую-то отдушину. Стоит учесть и то, что подобное «волшебство» слишком дорого обходится российскому автолюбителю.
P.S. Все больше людей устают мониторить и анализировать рынок новых и б\у автомобилей и заказывают профессиональные услуги автоподбора с гарантией от проверенных и опытных специалистов.